Новости
14 сентября 2017, 22:58

Выставка произведений одного из самых знаковых сургутских художников открылась в СХМ

Сургутский художественный музей продолжает писать свой роман.  В рамках масштабного юбилейного проекта «Музей и Город. Роман с продолжением» состоялось открытие выставки полотен кисти Анатолия Курникова – как из собрания самого художественного музея, так и из частных коллекций.

– В 2019 году Анатолию Курникову исполнилось бы 70 лет, и я думаю, что город ознаменует это событие огромной выставкой, и тогда во всех залах СХМ будут представлены его работы разных лет, жанров и направлений. Эта выставка, название которой – «За кулисами», – не обязательно закулисное творчество. И не только театр, хотя он в жизни Курникова занимал особое место. Но, согласитесь, действительно, весь мир – театр, да и мы все в жизни актеры. Для нас стало открытием, что наряду с яркими, в чем-то даже эпатажными работами обнаружились лирические пейзажи. Это очень здорово, и мы, задумывая юбилейную программу, знали, что без выставки Анатолия Курникова не обойдемся, – такими словами открыла выставку директор СХМ Светлана Круглова.

Театральный художник

Он ушел из жизни до обидного рано. Сегодня очень многие его картины хранятся в частных коллекциях и в Сургутском художественном музее. В крупнейшем городе Югры Анатолий Курников прожил 15 лет – с 1989 по 2004 год. Работал художником-постановщиком в ЦКиД «Камертон», главным художником Сургутского музыкально-драматического театра. Все, кто жил и работал с ним рядом, отмечают его невероятную работоспособность. Курников оставил после себя большое наследие.

– Я познакомился с Анатолием во время просмотра его картин из серии «Карнавал в Венеции». Он был театральным художником не только по профессии, но, скорее, по состоянию своей души – ярким, мощным и абсолютно новым для Сургута, – вспоминает директор Сургутской филармонии Яков Черняк.

Сам Курников, кстати, тоже считал себя театральным художником. «Хороший театральный художник должен не только чувствовать пространство, но и создавать образы. Он связан со многими направлениями искусства – скульптурой, графикой, дизайном интерьера», – говорил в одном из интервью Анатолий Александрович.

Курников окончил художественное училище им. В.А. Серова в Ленинграде, потом был десятилетний пермский театральный период, когда молодой художник работал сценографом. Его первой профессиональной работой стала постановка по пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова. Театр оказал огромное влияние на творчество художника, найдя отражение практически во всех его произведениях. У мастера сложился неповторимый персональный почерк. Однажды увидев картины Анатолия Курникова, уже не спутаешь эти творения ни с какими другими. И не забудешь. Бьющие по сознанию мощь и сила цвета театральных подмостков, резкость очерченных профилей триптиха «Меченосцы», магия текучих, оплавленных силуэтов серии этюдов «Карнавал в Венеции» притягивают, завораживают, очаровывают своей надмирностью...

– К сожалению, его талант не был признан при жизни, и, к еще большему сожалению, его коллеги по цеху беспощадно и зло завидовали ему, достаточно необъективно оценивали творчество и талант художника. И это, увы, естественно в нашем мире. По натуре Анатолий был таков, что его совершенно не волновало, как к нему относятся, он не был карьеристом, не пробивал себе дорогу напролом, не лез по головам. Он не был амбициозен. Он был Творцом – и потому жил очень непросто. Невероятный трудоголик, он жил – как хотел, писал – как хотел, творил то, что было близко его внутреннему содержанию. И я рада, что была тем руководителем, который первым предоставил ему возможность творить свободно, отдав мастерскую в цокольном помещении театра. Это была единственная и последняя мастерская в его жизни, – говорит директор Сургутского музыкально-драматического театра Тамара Лычкатая.

«Признаем гения, только когда он уходит»

Наиболее интересным и ярким творческим периодом художника считаются 1970-80-е годы. Работы этих лет отличаются мягкой цветностью, где обращает на себя внимание особый синий цвет неба, характерный только для кисти этого мастера. Но настоящим открытием для современников Курникова стали картины так называемого сиреневого периода.

– Я делю творчество Анатолия Курникова на некие этапы. Один из них – «сиреневый», когда художник в большом количестве рисовал сирень, причем мог использовать все, что попадало под руку: холст, плотную бумагу, обычный картон. У меня дома висит одна из его картин этого периода, но, к сожалению, красочный слой начал отслаиваться. Я пытался вместе с нашими музейщиками закрепить краску… Анатолий писал и никогда не заботился о закреплении слоя. Его больше волновал сам процесс творчества, – делится Яков Черняк.

В 1980-е годы живопись Курникова становится более сдержанной и «суровой». В его палитре появляется хром. Это годы, когда художник, найдя свою палитру, с огромным желанием работает в полную силу. Начиная с 1989 года, член Союза художников СССР Анатолий Александрович принимал участие во многих выставках, его работы показывали за рубежом: в Финляндии, Чехословакии, Германии. Одна из последних картин мастера – автопортрет, который он написал практически на простой бумаге пастелью. По воспоминаниям Тамары Лычкатой, Курников тогда уже был тяжело болен и практически не вставал.

– Однажды к нам в театр ставить спектакль приехал немецкий режиссер, – рассказывает директор. – Его жена была представителем по культуре от Люксембурга. Увидев в моем кабинете этот портрет, она буквально замерла на пороге. А потом спросила: «Этот человек жив?» – «Нет», – ответила я. «Он гениален! Я не представляю, как он смог передать то, что творилось у него в душе, но этот портрет гениальный!» К сожалению, мы признаем гения, только когда он уходит… ( пауза ). К великому стыду, мы много лет не могли привести в порядок его могилу, но в этом году мы это сделали. И впредь будем за ней следить. Мне очень хочется, чтобы его коллеги спросили у нас, где находится последний приют Анатолия. И хотя бы иногда приносили туда цветы, вспоминая слова Цветаевой: «Послушайте! Еще меня любите за то, что я умру…»

Автор текста: Сургутская трибуна Галина Батищева Автор фото: Александр Онопа
comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg